Версия для слабовидящих

Традиции, проверенные временем и устремленные в будущее

Аннотации журнальных статей (3)

№ 8 2018 г.

Аннотации

Беликова Е.А. Совершенствование подготовки студентов к профессионально ориентированным чемпионатам и олимпиадам.

В статье обосновывается необходимость кардинального улучшения средств обучения, которые позволили бы применять современные методики для формирования профессиональных компетенций, соответствующих международным стандартам. Также приводятся примеры использования имеющихся средств и методов обучения, основанных на практико-ориентированном подходе, для подготовки студентов к участию в чемпионатах и олимпиадах.

№ 8 2018 г.

Физическое воспитание подрастающего поколения

Л.А. Зеленин, А.А. Оплетин Преемственность современного комплекса ВСФК ГТО с нормативной основой советского физического воспитания.

Здоровье — это огромное невосполнимое национальное богатство страны. Система Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО формирует компетентности и компетентностный подход, являющийся мощным стимулом для укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни.

В поисках нового прорыва

Л. Кардялене, А.Шаркаускене Эмоциональное самочувствие учителя физической культуры как гарант его профессиональной деятельности.

Актуализируется проблема эмоционального самочувствия учителя физической культуры как фактора, влияющего на успешность его профессиональной деятельности. Актуальность проблем обусловлена низким статусом физической культуры в школе: кК учебного предмета, так и его учителя. Исследовательскую совокупность составили 324 учителя физической культуры, путем случайной выборки подобранные из разных общеобразовательных школ Литвы. Для определения эмоционального самочувствия учителей физической культуры им была предложена шкала из 12 положений, вызывающих напряжение. Результаты исследования показали, что из-за рабочих условий постоянное и частое напряжение испытывают почти треть учителей, а четвертая их часть — из-за специфических требований, которые им предъявляют. Выявлена взаимосвязь эмоционального самочувствия со стажем педагогической работы.

№ 4 2018 г.

Учебная работа

В.В. Семёнов Об особенностях методов обучения школьников. Советы начинающему учителю.

Дифференцированный подход к обучению. При данном подходе в каждом классе в начале учебного года как у мальчиков, так и у девочек для занятий физической культурой составляют отделении (группы). На первых уроках можно сохранить состав отделений, образованных в прошлом году, но как только закончится тестирование, проводимое в начале учебного года, подобную комплектацию следует уточнить. Рекомендуется создавать в классе не более двух-трёх отделений мальчиков и девочек, иначе их будет много и придётся их объединять. Лучше ограничиться двумя отделениями, но при этом надо взять обязательно на учёт как наименее, так и наиболее подготовленных учеников. Например, это могут быть, с одной стороны, школьники, длительное время пропускавшие занятия по болезни, а с дугой — хорошо подготовленные спортивные ребята. Учащиеся подготовительной медицинской группы занимаются в составе отделений и тоже берутся на индивидуальный учёт.

Перекрёсток мнений

В.Л. Скитневский, И.В. Будцын Образование как фактор национальной безопасности России.

Предлагаемая статья посвящена приоритетным направлениям формирования патриотизма как ключевого звена в развитии национальной системы образования России в XXI в. Авторы акцентируют внимание на необходимости практической реализации базовых принципов патриотического воспитания через предметные направления «Физическая культура» и «История» в организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

№ 5-6 2018 г.

Методическая копилка учителя

Нечаева Н.В. Формирование осознанного чтения.

В современном обществе человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в этом потоке, необходимы навыки работы с содержащей в текстах информацией, основы которых должны быть заложены в учебно-методических комплектах уже в начальной школе. Учитывая, что умение работать с текстом — это метапредметный результат обучения, то и формирование этого умения возможно только на метапредметном уровне, т.к. опирается, прежде всего,на общее развитие обучающегося (в том числе и речевое развитие): его интеллектуальное развитие, волевые качества, эмоции и чувства с опорой на широкий кругозор и предметные знания, что обеспечивают все учебные предметы.

№ 7 2018 г.

А.А. Ростунов, С.С. Харитонова, Т.А. Кончина Уроки-экскурсии в обучении младших школьников математики.

Статья посвящена проблеме организации учебных экскурсий на уроках математики и начальной школе. В ней приведены примеры реальных и виртуальных тематических экскурсий по математике. Особое внимание уделяется проведению математической экскурсии с использованием квест-технологии.

И.Ю. Троицкая Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы.

Современное образование ориентировано на деятельностный подход в обучении и учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Реализации такого подхода может способствовать организация исследовательской деятельности. Особенно важной для учащихся сельских школ является непосредственная работа с сельскохозяйственными культурами, исследование и их жизнедеятельности. В статье предлагаются методики изучения роста и развития некоторых сельскохозяйственных культур в домашних условиях, которые могут быть использованы при организации исследовательской деятельности младших школьников

Л.В. Филиппова, Е.А. Жесткова Адаптация первоклассников к школе.

В статье проведен анализ трудностей в период адаптации первоклассников к школе. Подобран и проанализирован диагностический инструментарий для выявления уровня адаптации. Определены факторы, способствующие снижению трудностей адаптационного периода.

№ 8 2018 г.

М.Ю. Новицкая Развитие творческой самостоятельности младших школьников.

В статье описаны принципы развития творческой самостоятельности младших школьников, на основании которых проводилось исследование художественно-творческой деятельности в учреждении дополнительного образования.

Л.С. Трегубова Духовно-нравственное воспитание на основе традиционной отечественной культуры.

В статье изложен взгляд на проблему духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Предлагается на дошкольном и начальном уровнях общего образования, которые являются основой для формирования нравственных ориентиров личности, системно и последовательно опираться на ценности традиционной отечественной культуры в соответствии с требованиями современного национального воспитательного идеала. Освоение духовно-нравственного потенциала народного календаря, семейной культуры, народной философии и истории способствует системному развитию чувства личной ответственности за природное окружение, за родных и близких, за Отечество на основе эмоционально-эстетического отношения к предмету освоения.

№ 7-8 2018г.

Один, два — начинается игра

Н.И. Шарлай Формирование познавательного интереса к природе у детей раннего возраста через игровые ситуации.

Наш мир... Человечество далеко шагнуло в его познании. К сожалению, или к счастью, каким бы умным и образованным, начитанным человек не был, он не может знать абсолютно всё и обо всём. Началом познания чего-либо служит отношение человека к тому, что он познаёт. Чтобы заинтересовать детей познанием чего-то ещё не известного им, необходимо показать свой интерес к этому объекту. Малыш не сможет узнать всё и сразу, но семья и педагоги обязаны заложить интерес и желание познавать наш прекрасный мир.

Делимся опытом

Л.З.Гафурова Природа и заповедные места родного края.

С огромным интересом люди читают книги о далеких странах, заучивают их загадочные названия, мечтают побывать в жарких пустынях и в высоких горах, грезят о бурных морях и мистических пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. Проблема воспитания любви к малой Родине, патриотического и экологического воспитания — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Чуткое, бережное отношение к традициям и обычаям своей малой Родины, к её природе и заповедным местам, понимание важности охраны таких мест, формирование экологически целенаправленного поведения в природе необходимо воспитывать с раннего дошкольного возраста. Именно с этого возраста возможно формирование позитивного отношения к родным краям, к малой Родине.

№ 5 2018 г.

А.В. Золотарёва Особенности разработки программы развития организации дополнительного образования детей.

В статье представлен теоретический обзор подходов к программированию развития образовательной организации. Организация дополнительного образования детей рассматривается как открытая социальная, педагогическая система с дуальными характеристиками. Показано, на каких педагогических идеях может строиться программа развития организации дополнительного образования детей, предложена структура программы. Дается спектр отличительных черт программы развития организации дополнительного образования детей.